Ассоциация Казахстанского Автомобильного Бизнеса (АКАБ) озвучила итоги 2015 года

15 января 2016

За 12 месяцев 2015 года официальные дилеры реализовали 97 446 ед. новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года (163 530 ед.). Итоги года подтвердили прогноз АКАБ, в который было заложено удержание диспаритетного курса тенге Национальным Банком в первых трех кварталах года. Ежемесячно в 2015 году Казахстане в среднем продавалось 8120 ед. новых автомобилей.

За 12 месяцев 2015 года официальные дилеры реализовали 97 446 ед. новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года (163 530 ед.). Итоги года подтвердили прогноз АКАБ, в который было заложено удержание диспаритетного курса тенге Национальным Банком в первых трех кварталах года. Ежемесячно в 2015 году Казахстане в среднем продавалось 8120 ед. новых автомобилей.

Спад продаж автомобилей на 36% зафиксирован и в России, у соседей итогом снижения объемов стало сокращение ассортимента моделей и переход некоторых компаний на систему предзаказа. Многие дилерские центры были закрыты, а те, что остались, прекратили закупки моделей, пользуемых невысоким спросом. В свою очередь, на казахстанский авторынок сильное влияние оказал стихийный импорт подержанных и новых авто из РФ в начале 2015 года и конце 2014.

Первое полугодие 2015 года из-за ввезенных в Казахстан по серым схемам (свыше 150 тысяч) легковых автомобилей сопровождалось ускорением спада рыночной активности авторынка. Официальными участниками авторитейла по итогам 6 месяцев 2015 г. реализовано 53261 ед. легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 30% ниже показателя аналогичного периода 2014 г. Источником стабильного сокращения сегмента продаж оставалось влияние российского импорта. Однако, 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК был введен запрет на ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», что способствовало снижению ввоза автомобилей, не соответствующих новым нормам из стран ЕАЭС.

Динамика продаж в течение 2015 года определялась и рядом других факторов, влияющих на покупательский спрос казахстанцев. Максимальный показатель рынка приходится на май 2015 г., спустя месяц после запуска программы льготного автокредитования. За первые 3 месяца 2015 года доля автомобилей казахстанского производства составляла 11, 3% от общего объема официальных продаж, по результатам же года этот показатель превысил отметку в 17%, подтвердив успешность программы, реализуемой при поддержке правительства, холдинга «Байтерек». Запуск льготного кредитования активизировал и рынок финансовых структур автомобильных компаний, представляющих импортируемые авто, которые предлагали покупателям не менее выгодные условия приобретения авто в рассрочку и кредит, скидки и т.д. Автопроизводители Казахстана, в свою очередь, продолжают работу по предоставлению более доступной для казахстанского покупателя цены: усиленные переговоры с заводами по уравниванию закупочной стоимости на одинаковые модели в РК и РФ, и внедрения ряда маркетинговых инструментов. На сегодняшний день около 60% авто в РК доступного сегмента — до 5,11 млн.тенге — продается в кредит. Это неплохой результат прошлого года, учитывая восьмимесячный диспаретет курса тенге, массовый ввоз авто из России в начале года и перенасыщения рынка подержанных авто.

Во втором полугодии 2015 г. изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США заметно повлияло на потребительское поведение казахстанцев, по отношению к первому полугодию, и, в частности, на решение о покупке новых авто. За III и IV кварталы было реализовано 44185 коммерческой техники и легковых авто. В структуре продаж национальными производителями было реализовано 16878 ед., это на 47,72% меньше прошлогодних продаж (32281 ед.).

За 11 месяцев 2015 года производство в Казахстане продемонстрировало снижение до 12510 единиц, при этом минимальный процент падения объемов зафиксирован на заводе в г. Семей. Автопроизводителипродолжают работу над увеличением локализации, которая является одним из основных требований государства. На сегодня максимальный процент локализации достигнут костанайской и алматинской производственными площадками, где налажено производство мелкоузловым CKD—методом.

Андрей Лаврентьев, Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

«В качестве тенденции автомобильного рынка 2016 года отмечу максимальное смещение спроса в пользу автомобилей стоимостью до 4,5 млн.тенге и постепенное накапливание отложенного спроса. К тому же, учитывая повышающуюся конкуренцию между официальными дилерами и дистрибуторами, автомобильные компании предложат потребителю максимально выгодные условия приобретения, рынок будет развиваться более качественно, предлагая широкий спектр дополнительных услуг и максимальных скидок. Что касается производства, автопром нацелен на повышение уровня локализации и расширения производства мировых брендов», уже популярных в РК".

По расчетам аналитиков АКАБ прогноз продаж автомобилей на официальном рынке в 2016 году составит 70 000 единиц. Падение на 28% основано удовлетворенным спросом в начале 2015 года, ожиданиями замедления экономического роста в результате низких цен на нефть и кризисными явлениями в соседних Китае и России. В перспективе, снижение объемов экспорта основных сырьевых товаров и замедление кредитования экономики, окажут давление на покупательский спрос в 2016 году.

Топ-20 брендов по итогам января-декабря 2015 г.

Максимальное падение в топ 20 наблюдается у Nissan (-70%) и у Chevrolet (-68%), рост продемонстрировали Iveco (+53%) и Volkswagen (+10%).

Бренд 2014 год 2015 год Прирост 2015/2014 гг.
LADA 45234 24545 -45,74%
Hyundai 13960 11170 -19,99%
Kia 17709 9389 -46,98%
Renault 8181 8202 +0,26%
Toyota 12455 7232 -41,93%
GAZ 6897 5228 -24,20%
Daewoo 11118 4929 -55,67%
Volkswagen 4096 4523 +10,42%
UAZ 4235 3815 -9,92%
Chevrolet 11764 3748 -68,14%
Skoda 5573 2277 -59,14%
GEELY 2182 1944 -10,91%
Nissan 5759 1687 -70,71%
KAMAZ 935
Subaru 1033 841 -18,59%
Mitsubishi 2050 840 -59,02%
SsangYong 2248 810 -63,97%
Iveco 374 574 +53,48%
Lexus 882 544 -38,32%
Peugeot 1219 526 -56,85%


Скачки продаж в топ моделях, как легковых, так и внедорожников показал бренд Hyundai.

Более детальная информация по итогам автомобильного рынка Казахстана будет представлена в плановом ОБЗОРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗА ДЕКАБРЬ 2015 ГОДА.

Для справки:

Ассоциация казахстанского автобизнеса — некоммерческая организация, основана в 2010 году, как добровольное объединение официальных дилеров, импортеров, дистрибьюторов автомобильного рынка РК.

Основная цель ассоциации — сформировать прозрачный автомобильный рынок в РК, помочь участникам АКАБ в получении информации, подготовки отчетов и обзоров, а также помочь членам Ассоциации и государственным службам решить проблемы, которые возникают на авторынке Республики.

Дополнительная информация, запросы на интервью, комментарии

Поделиться: