Renault Duster кроссовер

Renault Duster Renault Duster

Renault Duster: начало отсчета

Renault Duster – современный автомобиль с адекватным ценником, приличным оснащением и простой и надежной конструкцией. Автомобиль, который можно смело советовать родственникам и друзьям или самому задуматься о покупке.


Эльдар Батраев

В минувшем десятилетии мировые автопроизводители всерьез взялись за рынок стран СНГ. Адаптация немалого количества машин под наши реалии было лишь первым шагом. Организация локальной сборки на территории России и Казахстана стала следующим этапом. Но адаптировать и собирать — это одно дело. А вот разработать, спроектировать автомобиль, в первую очередь ориентированный для отечественного рынка — уже совсем другое.

Так за последние несколько лет у казахстанского автолюбителя появилась возможность приобрести недорогой, но при этом действительно качественный и конкурентоспособный современный новый автомобиль. Яркие тому примеры Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Accent (именуемый на некоторых других рынках Solaris) Chevrolet Lacetti и т.д. Но многие из них не могут похвастаться высоким спросом именно в Казахстане. 

Почему же? 

Если не брать в расчет рынок «вторых рук», то первая причина невысокого спроса — это нежелание отечественного автолюбителя ездить на седане или хэтчбеке класса «B». Непрестижно... или неудобно? Или и то, и другое вместе взятое? Вполне может быть, особенно учитывая нашу ментальность. А если так, то большинство казахстанцев идеальным автомобилем считают кроссовер. Высокая посадка, большой дорожный просвет, полный привод... 

Но проблема известна. Цены на подобные машины начинаются примерно от 25 000 у.е. Так что приходится выбирать между бюджетными седанами или, максимум, недорогими хэтчбеками, иногда с повышенным клиренсом и пластиковым псевдовнедорожным обвесом.

Renault Duster третий по счету автомобиль, построенный на бюджетной платформе В0. Унификация с легковыми моделями Logan/Sandero — 70%

Однако время идет, и производители не останавливаются на достигнутом. Помнится, первопроходцем в классе недорогих бюджетных автомобилей были французы с седаном Renault Logan, которые наглядно доказали, что даже бюджетная иномарка может оказаться достойным автомобилем. А теперь Renault Duster должен доказать всем, что бюджетный кроссовер имеет право быть. 

И не просто быть, а быть лидером в сегменте наиболее доступных автомобилей. В чем мы и убедились, посетив презентацию «Дастера» в Узбекистане.

Logan, Sandero... Duster!

Заново придумывать велосипед в Renault не стали, взяв за основу тот же Logan, увеличив колесную базу и адаптировав платформу под возможность установки полного привода. Таким образом, Duster — это уже третий автомобиль, построенный на одной из универсальных платформ Renault, после «Логана» и «Сандеро». И рынок СНГ — не единственный, для кого проектировался «Дастер». Но стоит отметить, что нам, как и бразильцам, достались самые симпатичные и самые оснащенные машины. 

Дело в том, что комплектация, набор двигателей и даже внешний вид «Дастера» несколько разнятся в зависимости рынка сбыта. Потому-то мы и получили машину почти на два года позже европейцев (там автомобиль носит название «Dacia Duster», и за 2 года разошелся тиражом более 220 000) — из-за модернизации и адаптации производственных процессов. Тем более что Renault Duster решено было выпускать в России, на московском «Автофрамосе», там же где производится Logan и Sandero. Ведь для того, чтобы добиться более 50% локализации производства, нужно время. Тем более, для «нашей» версии была перелицована фальшрадиаторная решетка, фары получили темную окантовку, зеркала и задняя планка над номерным знаком — хромированные накладки.

По сравнению с соплатформенниками колесная база увеличилась на 43 мм

Под капотом появилась батарея увеличенной емкости и пятилитровый бачок омывателя. Кроме того, благодаря пожеланиям отечественных потенциальных покупателей, которые никак не хотели видеть в кроссовере совсем простенький «логановский» интерьер, «Дастер» явился нашему рынку несколько другим и внутри. Дизайнеры «Рено» постарались исправить большинство недочетов: центральную консоль переделали, добавили «двухдиновую» магнитолу с USB-разъемом и блоком управления на рулевой колонке, доработали управление климат-контролем, слегка изменили приборную панель. И получилось довольно неплохо. Конечно, без намека на какое-либо изящество, но не убого — это точно.

Рабочее место водителя, правда, от «Логана» сильно не отличается. Кнопка клаксона осталась на торце левого подрулевого переключателя, руль установлен высоковато, а диапазон регулировки по высоте крайне мал. Регулировка по вылету отсутствует вовсе. Сиденья (которые, кстати, могут быть не только с тканевой обивкой, но и с кожаной) со стандартным набором регулировок — плоские и без выраженной боковой и поясничной поддержки. 

Из недочетов можно отметить никак не подсвеченные кнопки стеклоподъемников и обогрева сидений, невнятные насечки на «шайбах» управления микроклиматом и неудачное расположение рукоятки регулировки боковых зеркал и тех же клавиш подогрева передних сидений.

Что касается задних мест, то тут, как и следовало ожидать — без излишеств. Никаких подстаканников и подлокотников, и уж тем более дефлекторов системы вентиляции. Зато на «галерке» просторно, даже человеку с ростом 185 см. Правда, и тут есть некоторые эргономические просчеты. Например, кнопка управления стеклоподъемником, при правильной посадке находится не под кистью, а ближе к локтю. Но это не самое неприятное. Огорчило то, что в задней части салона нет какого-либо источника освещения, как и в багажнике. Нет, плафон подсветки довольно емкого багажного отделения есть, но находится он в крайне неудобном месте, в левой части, ниже «шторки». То есть при хотя бы частичной загрузке багажного отделения, подсвечивается только часть скарба.

Двухдиновая магнитола с подрулевым джойстиком и USB-разъемом, клавиши электростеклоподъемников на дверях, кармашки на передней панели — вот лишь несколько отличий интерьера от «евроверсий»

Три двигателя, три коробки

В Казахстане, скорее всего, как и в России, «Дастер» будет доступен с тремя двигателями: двумя бензиновыми четырехцилиндровыми агрегатами объемом 1,6 литра (102 лошадиные силы) и 2,0 литра (135 лошадиных сил) и с одним турбодизелем объемом 1,5 литра (90 лошадиных сил). Но если мотор, работающий на «тяжелом» топливе, будет доступен только в сочетании с полным приводом, то оба бензиновых силовых агрегата можно заказать и в моноприводном исполнении.

Версии Renault Duster с приводом на обе оси комплектуются шестиступенчатой трансмиссией TL8 с тросовым приводом, разработанной на базе коробки передач TL4 — она используется на других переднеприводных автомобилях альянса Renault и Nissan. Переднеприводный автомобиль с 1,6-литровым двигателем получил более простую пятиступенчатую «механику» семейства JR5 c жесткими тягами в механизме выбора передач.

Автоматическая четырехступенчатая коробка передач пока будет доступна только для двухлитровой переднеприводной версии, автомобили с «автоматом» в полноприводном исполнении появятся не раньше чем через год. Инженерам нужно время, чтобы адаптировать «автомат» под полноприводную трансмиссию.

Duster потяжелел в сравнении с соплатформенниками всего на 236 кг. Соответственно кроссоверу с бензиновым 1,6-литровым силовым агрегатом вполне хватает тех же 102 л. с., чтобы чувствовать себя вполне комфортно в городском потоке. 

Укороченный ряд первых четырех передач обеспечивает приемлемую динамику в «рваном» движении мегаполиса. Однако с таким подбором передаточных отношений приходится чаще работать рычагом «механики», который, кстати, отличается вполне внятным приводом и неплохой избирательностью. Но передачи настолько короткие, что при скорости 100 км/ч, на 6-й ступени обороты 1,6-литрового мотора «висят» на отметке в 3000. Плюс ко всему перейти на ступень ниже, или наоборот выше, без рывка, сначала не получается даже при ювелирной работе сцеплением и акселератором.

Другое дело — двухлитровый силовой агрегат. С ним орудовать рычагом 6-ступенчатой «механики» многим приятней (все презентованные авто были оборудованы полным приводом и 6-скоростной МКП). Переключения выходят уже без лишних клевков, да и лихорадочно перебирать передачи большой необходимости нет — 195 Н/м тяги хватает для ускорения почти полуторатонного кроссовера с любой вменяемой скорости. Да и за городом, более мощный силовой агрегат позволяет совершать обгоны без «втаптывания» педали газа в пол. Но если за 2,0-литровый мотор требуется доплатить (стандартная комплектация 1,6 л, передний привод), то «бронебойная» подвеска положена всем «Дастерам» по умолчанию. 

Клиренс достигает 210 мм, стальная защита мотора и топливопроводов и короткие свесы оберегают от преждевременного контакта с грунтом

Поехали!

Дороги в Узбекистане, по крайней мере, те, по которым пришлось проехать, оставляют желать лучшего. Крупные ямы с острыми углами встречаются даже в центре крупных городов, включая столицу, а междугородние трассы не дадут расслабиться не на минуту, заставляя с завидным постоянством «объезжать лосей». Под «лосями» имеются в виду внезапно появляющиеся ямы, об которые «разложить» подвеску не составит труда. Но какого же было удивление после очередной серии ям, тех, что покрупнее, которые не удалось объехать — «Дастер»... их просто не заметил! 

Этот кроссовер способен переварить даже самое отвратительное покрытие. Причем без жестких ударов и раскачки кузова. Такой приспособленности к разбитому асфальту, признаюсь честно, я не встречал давно. При этом ничего принципиально нового или сверхтехнологичного в конструкции ходовой нет. Передние стойки McPherson с усиленными и более длинными, чем у «Логана», рычагами одинаковы для всех версий «Дастера». Сзади, в зависимости от типа привода (передний или полный), может использоваться либо скручивающаяся балка от универсала Logan MCV, либо многорычажка, как на кроссоверах Nissan X-trail прошлого поколения, соответственно. 

И совсем не укладывается в голове то, как с подобной конструкцией и с такими настройками упругих элементов Duster сохранил внятную управляемость, которая позволяет на приличной скорости совершать все тот же «лосиный тест». Крены по меркам кроссовера — ничтожно малы, а модифицированный, более мощный, чем у «Логана», гидроусилитель честно передает на руль необходимую информацию. Баранка делает от упора до упора более трех оборотов, но это не мешает автомобилю оставаться отзывчивым и понятным. 

Пожалуй, лишь ярко выраженная недостаточная поворачиваемость, которую только усугубляет скользкая дорога (машины, предоставленные на тест, были все без исключения полноприводными и «обутыми» не в зимние шины), немного портит радужную картинку. «Ввинчиваться» в поворот «под газом» Duster может только, сначала проскользив передком, а уж потом несколько резковато отправив корму в занос. Причина объясняется тем, что на заднюю ось момент передает электромагнитная муфта GKN. И делает это с некоторой задумчивостью. В обычных условиях движения Duster остается переднеприводным, муфта замыкается лишь при пробуксовке. Зато в отличие от других моделей альянса Renault и Nissan, скорость движения с принудительно заблокированной муфтой увеличена до 80 км/ч, это на 20 км/ч больше, чем, например, у Nissan Murano. 

Кстати, если перевести «шайбу» управления режимами трансмиссии в 2WD (а такое здесь возможно), «Дастер» становится переднеприводным, экономя при этом топливо и проявляя классические переднеприводные реакции в вираже.

А что если дорога, хоть и плохая, но все же закончилась? На первый взгляд, к легкому бездорожью Duster подготовлен неплохо. Клиренс в 210 мм, короткие свесы оберегают от преждевременного контакта с неровным рельефом, а отсутствие понижающей передачи отчасти компенсирует короткая первая. Но назвать Duster внедорожником, не позволяет жанр, да и трансмиссия с простенькой электромагнитной муфтой в приводе задних колес лишена даже электронной имитации блокировок. Ничего страшного! Автомобиль даже вне дороги внушает доверие, опять же благодаря «всеядной» подвеске. 

Вывесились и беспомощно молотят воздух колеса по диагонали? Не надо отчаиваться. Достаточно немного раскачать машину, и тогда, ударившись о землю одним из буксующих колес, она вырывается из плена, выбрасывая из под колес грунт. На небольшом подъеме можно смело отпускать педаль акселератора — машина не глохнет и спокойно карабкается наверх, словно классический вездеход. А если подъем гораздо серьезнее? Давить на газ смелее! Более уверенный разгон — и ты наверху. Аплодисменты! 

А как спуститься обратно без помощи новомодных систем контроля спуска с горы и т. д.? Принудительно заблокировать муфту и держать нажатой педаль тормоза. В режиме 4WD Lock с заблокированной муфтой АБС переходит во «внедорожный» режим работы, позволяя колесам слегка блокироваться, чтобы создать перед шинами спасительную горку грунта или снега. Дешево и сердито. Зато работает!

Но все же главное кредо Renault Duster — полное безразличие к качеству дороги, лишь бы таковая была. Если Logan с его подвеской называют королем грунтовок, то как тогда назвать кроссовер на его платформе? Уж точно, нечто большее, чем «дачно-удачный»...

На выбор предоставляется бензиновые 1,6- и 2,0-литровые агрегаты (102 л. с. и 135 л. с. соответственно), а также турбодизель объемом 1,5 литра (90 л. с.)

Подведем итог

Инженеры из «Рено» положили начало сегменту бюджетных кроссоверов. У них действительно неплохо получается создавать недорогие машины. Renault Duster — это начало отсчета, еще один современный автомобиль с адекватным ценником, приличным оснащением и простой и надежной конструкцией. Но при этом это не седан «В» класса. Автомобиль, который можно смело советовать родственникам и друзьям или самому задуматься о покупке. 

Поделиться:

Вздымающий пыль

Идея Renault Duster проста как апельсин — взять платформу от мегапопулярного Logan'а, добавить систему полного привода от Nissan, поднять клиренс, "нарисовать" симпатичную "мордашку" и все это предложить по бюджетной для кроссовера цене.