Под впечатлением. Volvo FL/FE и FM

31 октября 2013

Driving Impression («Впечатление от вождения») — так назывались прошедшие в середине сентября в шведском городе Гетеборг презентация и тест-драйв новых грузовых автомобилей компании Volvo Trucks.

Driving Impression («Впечатление от вождения») — так назывались прошедшие в середине сентября в шведском городе Гетеборг презентация и тест-драйв новых грузовых автомобилей компании Volvo Trucks.

Материалы любезно предоставлены украинским изданием «Коммерческие Автомобили», № 9, сентябрь 2013.
Автор: Юрий Гоголев. Фото автора

Компания Volvo Trucks начала обновление своего модельного ряда ещё осенью прошлого года, с выпуска магистрального тягача FH следующего поколения. И вот теперь на европейский рынок выходят другие свежие модели: машины FL и FE — для городских и региональных перевозок, а также магистральные тягачи FM.

Для города и не только


На площадке нас поджидали с десяток разноцветных автомобилей семейства FL и их более тяжелых «собратьев» — FE. Внешне обновлённые машины легко узнать по решётке радиатора и фарам с остроугольными полосками LED-фонарей дневного света, выполненным в стиле флагмана марки — тягача FH. И пресловутая эмблема Volvo c косой полосой здесь также перекочевала под лобовое стекло — на специальный широкий молдинг из тёмно-серого пластика. Последний визуально удлиняет лобовое стекло, что делает кабину зрительно ниже и легче. Поменялся и бампер, получивший по углам вставки из высокопрочной стали. Существенно изменился и интерьер, включая новую приборную панель и более эргономичные кресла.

Машины семейства FL имеют полную массу от 12 до 18 т и комплектуются 4 и 6-цилиндровыми турбодизелями стандарта «Евро 6» мощностью от 210 до 320 л. с.

Первым делом берём на тест двенадцатитонный автомобиль с 240-сильной «четвёркой». По заявлению фирмы, это самый мощный двигатель в данной весовой гамме.

Машина была укомплектована короткой кабиной Day, хотя возможна установка ещё двух на выбор: удлинённой на 40 см Сomfort Cab (cо спальной полкой или местом для багажа) и двухрядной 7-местной Сrew Cab.

Презентация машин развозного семейства FL и FE проходила в демонстрационном центре компании Volvo Trucks. На этот раз кроме трассы с подъёмами и крутыми поворотами организаторы соорудили макет небольшого города. Несколько больших морских контейнеров были обвешены баннерами с изображением жилых домов и магазинчиков, а между ними расставлены яркие фишки. Таким образом, журналистам была предоставлена возможность потренироваться в фигурном вождении и оценить маневренность новых грузовиков.

Мотор довольно резво разгоняет машину, обеспечивая максимальный крутящий момент в 900 Нм в диапазоне от 1200 до 1600 оборотов минуту. Роботизированная 6-ступенчатая коробка передач I-Sync от Volvo Trucks работает быстро и плавно, практически без толчков. Можно перейти и на ручной режим управления, переключая передачи правым подрулевым рычажком вверх-вниз. Последнее весьма актуально при обгоне или преодолении подъёма, когда нужен запас тяги. Очень понравилась отменная шумоизоляция кабины и прекрасная обзорность — наш автомобиль был даже снабжён зеркалом переднего габарита.

Пересаживаемся на другую машину — модель FL, с более короткой колёсной базой и оборудованную уже не промтоварным фургоном, а самосвальным кузовом портального типа.

Этот автомобиль, единственный среди предоставленных на тест, был оснащён опционной 6-скоростной автоматической трансмиссией Alisson. Коробка оказалась ничем не хуже «вольвовской». А более мощный двигатель — «шестёрка» в 280 л. с. обеспечивает неплохие динамические показатели, держа полку максимального крутящего момента — 1050 Нм — в необычно широком диапазоне оборотов: 950 — 1700 в минуту.

Следующими на очереди стояли машины семейства FE, полной массой от 18 до 26 т. Сначала мы решили обкатать машину с кузовом фургон, большой колёсной базой (5,6 м) и удлиненной спальной кабиной Comfort Cab. Данная 18-тонная модель имела в своем активе 280-сильный турбодизель и уже 12-ступенчатую роботизированную коробку передач I-Shift, подобную устанавливаемым на «взрослых» грузовиках FM и FM. Приемистый мотор и шустрая в работе КП оставили хорошее впечатление.

Завершить испытания развозных машин мы решили мусоровозом FE с колёсной формулой 6×2. Машина была оснащена самым мощным, 320-сильным агрегатом и 12-ступенчатой автоматической КП I-Shift. Приятно удивила маневренность автомобиля, достигаемая управляемой последней осью. Маневрировать в стеснённых городских условиях помогают дополнительные окна в дверях (для обзора околоколёсного пространства), а также камера заднего вида, автоматически включаемая и постоянно передающая картинку даже при движении вперед.
И наконец, хочется похвалить отменные тормозные качества автомобилей FL и FE. Понравилась работа моторного тормоза, включаемого левым подрулевым переключателем удобной изогнутой формы.

Повышению активной безопасности способствует и система курсовой устойчивости ESP, входящая в стандартную комплектацию. А уверенно тронуться на горке поможет противооткатная система Hill Assist, которая после отпускания педали тормоза удерживает автомобиль на месте в течение трёх секунд.

Дальний бой


Внешне новый FM легко узнаваем. Кабина с наклонным лобовым стеклом перешла от прежней панели.

А вот оформление носовой части заимствовано от нового флагмана FH: появилась решётка радиатора с откидной подножкой для протирки лобового стекла, характерной формы фары (опция — биксенонновые) высоко расположенная эмблема.

На тягачи Volvo FM предлагаются турбодизели стандарта «Евро 6», оснащённые системой SCR AdBlue и системой рециркуляции отработавших газов EGR. Это 10,8-литровые агрегаты D11 мощностью 330— 50 л. с., а также двигатели D13, рабочим объёмом 12,8 л и мощностью 420–500 л. с. Среди новаций моторов D11 — применение системы впрыска Сommon Rail с давлением 2000 бар, что в частности дало значительное снижение шума. А вот в турбодизелях D13 используются уже индивидуальные насос-форсунки.

Нам достался седельный тягач 6×2, укомплектованный 420-сильным турбодизелем D13 и самой просторной в линейке кабиной Globetrotter XL.

При езде по городу отмечаем довольно лёгкий, но при этом информативный руль. Оказывается, впервые в классе машина оснащена динамическим рулевым управлением — VDS (Volvo Dynamic Steering). Устроено оно так. Помимо гидропривода здесь установлен ещё и специальный электромотор, получающий команду (до 2000 раз в секунду) от датчиков, снимающих различные параметры (обороты мотора, скорость движения, положение относительно дороги и др.).

В результате достигается отменная курсовая устойчивость автомобиля при минимальном усилии на руле.

Так, на скоростной трассе «умное» рулевое помогает противостоять боковому ветру, а на плохой дороге гасит толчки от неровностей. И мы это проверили — работает отлично!

Жалко, что не было возможности испытать еще одно ноу-хау нового FM — систему I-See. Она запоминает подъёмы и спуски на маршруте и при повторном проезде по нему корректирует работу коробки передач и моторного тормоза, обеспечивая лучшую топливную экономичность.

Что касается 13-литрового мотора «Евро 6» в самом скромном исполнении в 420 л. с., то его мощности вполне хватает на прямых участках. Хотя на подъёмах для гружённой фуры он слабоват. Приходится пользоваться «кик-дауном».

Есть и ещё один способ улучшить динамику разгона — перевести 12-ступенчатую роботизированную трансмиссию I-Shift в ручной режим управления. Делается это так. В нашей машине стандартного джойстика КП не было. Его заменяла новая опция — четыре клавиши на приборной панели. Водитель, не отвлекаясь от дороги, может просто нажать на клавиши «плюс» или «минус» и перейти, соответственно, на передачу вверх или вниз. При чрезмерно высоких или низких оборотах электроника сама перейдет в автоматический режим переключения — для подстраховки.

И под конец хочется похвалить тормозную систему тягача Volvo FM, в частности высокоэффективный моторный тормоз VEB (Volvo Engine Brake).

На правах рекламы.

Поделиться: